История Франкенталь

Вы здесь: Коллекция / Frankenthal / История

Германия     / Пфальц / Франкенталь

Deutschland / Pfalz      / Frankenthal

После того, как в 1754 году указом короля Франции была закрыта фабрика Поля-Антуана Ханнонга (Paul Hannong  жил с 1700 года по  31 мая 1760) в Страсбурге, он перебрался в Франкенталь, близ Манхайма, где в 1755 году с помощью И. Ринглера из Вены основал новое фарфоровое производство. До 1762 года фабрикой руководили сыновья Поля-Антуана Шарль-Франсуа-Поль, а затем Жозеф-Адам. В 1762 году фабрику купил пфальцский курфюрст Карл Теодор, однако, в 1795 году сдал её в аренду братьям ван Рекюм. Закрытие в 1800 году этой фабрики, как и некоторых других германских производств, связано с наполеоновской оккупацией. Часть франкентальских форм оказалась в Нимфенбурге, где использовалась для новых отливок.

Выпускались столовые сервизы, вазы, кувшины, подсвечники, шахматные фигуры, футляры для часов, рамы для зеркал и т.д. Качество молочно-белого черепка было очень высоким.

Расцвет приходится на 1762 - 1775 годы, когда директором был А. Бергдолл. Изготовлявшиеся в этот период сервизы декорировались с особой, но не кричащей роскошью. Стиль и тематика декора испытали влияние Севра: сцены дворцовой жизни, часто заимствованные с картин Тенирса и Ватто, а также военные сцены, фантастические птицы и др. Эти изображения обычно обрамлялись  золочеными картушами в стиле рококо. Использовались и цветные фоны.

Франкентальский завод особенно известен своими фигурками и группами. К числу первых моделеров завода принадлежит Карл Готлиб Люке из известной семьи резчиков слоновой кости и Иоган В.Ланц. Моделером был и сам Иосиф Адам Ханнонг. В 1762 – 1766 г. На заводе работал маннгеймский придворный скульптор Конрад Линк.

Скульптура Франкенталя широко известна, именно она принесла фабрике славу. Ее создателями были уже знакомый нам по работе в Хёхсте И.П. Мельхиор, а также К. Люкк, Ф.К. Линк и И.Ф. Люкк, изделия которого отличаются исключительным изяществом. Тематика скульптуры разнообразна: мифологические образы, сцены из сельской жизни, фигуры музыкантов, портретные бюсты, “китайские павильоны". Знамениты серии “Части света”, “Времена года", группа "Мелеагр и Аталанта”, выполненные Линком. Одна из лучших франкентальских работ Мельхиора - группа, изображающая сидящую среди руин девушку и любующихся ею двух юношей. Самыми же популярными изделиями Франкенталя являются фигуры танцовщиц работы И.Ф. Люкка.

После 1775 года на смену рококо, как и везде, приходит классицизм. В это время выпускалась бисквитная скульптура, создаваемая Мельхиором и его учениками.

"Марки немецкого фарфора" В.Борок Т.Дулькина

Moдельмейcmеры Франкенталя

 

Мануфактура во Франкентале (Пфальц) была основана в 1755 г. и известным керамистом и живописцем Полем Антуаном Ханнонгом (1700-1760), который перенёс сюда своё фарфоровое производство из Страсбург. (Семья Ханнонгов владела мануфактурой во Франкснтале до 1762 г., когда эго предприятие было приобретено правителем Палатинским и курфюрстом пфальцеким Карлом Теодором.

В состав франкенгальского фарфора входил каолин из Пассау. Цвет фарфоровой массы имеет лёгкий кремовый оттенок. В ранний период на мануфактуре работали специалисты из Страсбурга. В росписи предметов сервировки стола первых лет существования этого предприятия использовались дальневосточные мотивы, в частности, китайского «розового семейства». В 1760-е гг. в декоре фарфора Франкенталя преобладает влияние Мейссена. Это проявляется и в росписи (например, флоральной), и в рельефной орнаментации (в частности, альт Оциер и цветы Гоцковского). В 1770-е гг. проявилось воздействие Севра: формы изделий становятся спокойнее и строже. В росписи используются цветные фоны и золочёные орнаменты («глаз куропатки и др.).

Замечательную категорию ранней продукции Франкенталя составляют фарфоровые предметы для интерьера с роскошным и насыщенным пластическим декором в стиле рококо. В этом—определённо нашли продолжение традиции страсбургской мануфактуры Ханнонгов. Во Франкентале исполняли превосходные вазы - ароматницы, каминные часы, рамы для зеркал, подсвечники и др.

С 1755 и до 1761 г. во Франкентале работал модельмейстер из Страсбурга Иоганн Вильгельм Ланц. Он является создателем великолепных часов (точнее, фарфоровых футляров). Они обильно украшены ажурными пластическими орнаментальными мотивами рококо: многочисленными рельефными и скульптурными завитками, дополненными фигурами путти. Подобные часы являют собой пример виртуозного мастерства и с полным правом входят в разряд наиболее ярких созданий рококо.

Славу мануфактуре Франкенталя принесла скульптура (фигуры и группы). По количеству моделей это предприятие занимает второе место после Мейссена. Франкентальскими скульпторами было создано около 800 различных моделей.

В первые годы существования франкентальской мануфактуры интересные модели выполнил И.В. Ланц. Он является автором аллегорических серий, в частности, «Времена года», «Части света», а также множества отдельных фигур: китайцев, пастухов, садовников, охотников, комедиантов. Скульптурная группа Ланца «Туалет Венеры», созданная около 1758 г. (Гамбургский музей искусств и ремёсел), концентрирует в себе характерные черты творческой манеры её автора.  Мифологическую тему он переводит в сферу бытового жанра. Перед нами — сцена (исключая фигуру Амура) из жизни богатого бюргерского дома. У самой Венеры и стоящей рядом женщины — вовсе не идеализированные античные черты, напротив, лица их обладают явной портретной индивидуальностью. Сама Венера представлена как барыня среднего возраста с довольно некрасивым лицом, а её прислужница — так это просто ярчайший тип молодой, бойкой мещаночки. Причём, если драпировки одежды Венеры ещё как-то напоминают об античности, то платье горничной совершенно современное (по моде 1750-х гт.). Превосходно исполнено мастером рокайльное подножие скульптуры, а сама Венера сидит на некоем подобии стула, состоящего из завитков.

Иоганн Фридрих Люк (1728-1797) был в штате мануфактуры Франкенталя в 1758 -1764 гг., а до этого работал в Мейс- сене (1741-1757) и Хёхсте (1758). Во Франкентале он создал композиции на самые разные темы — это полные фантазии китайцы, итальянские комедианты, аллегорические серии (например, «Пять чувств»), мифологические сцены. Однако, самыми совершенными, на наш взгляд, являются произведения, так или иначе связанные с современной жизнью.

Около 1759 г. по модели Люка была исполнена группа «Урок музыки», ставшая одним из характернейших созданий рококо в европейском фарфоре. Эта композиция выполнена по оригиналу Ф.Буше через посредство гравюры аугсбургского мастера Иоганна Эсайн Нильсона. Пастух обучает пастушку игре на флажолете. Около их ног козочка и овечка. Справа парковый вазон на рокайльном постаменте, слева — корзина с цветами. Пейзажный фон оригинала у Люка претворён в сооружение, представляющее род беседки, сплошь состоящее из рокайльных, ажурных завитков. Таким образом, предметный план заменён чисто орнаментальными мотивами. Вот это сочетание фигур и антуража, когда персонажи помещаются в чисто орнаментальную стихию рококо, характерно для творческого метода Люка.

О том, что Люк был также и мастером психологической мизансцены, свидетельствует группа «Принцессы», созданная около 1760 г. Здесь изображены две принцессы, которые идут рядом, взяв друг друга под руку. Их сопровождает слуга — негритянский мальчик. По контрасту с негром (и цветовому тоже) подчёркнут аристократический облик и благородство манер принцесс. Но самое главное, что прекрасно удалось скульптору и что под силу решить только очень крупному художнику,— что особая атмосфера доверительной беседы. И если для станковой живописи—это один из разновидностей портрета (‘in conversation’, например, в Англии XVIII в.), то в скульптуре малых форм, какой является фарфоровая пластика, создание подобных произведений представляло собой большое новаторское достижение, которое расширяло границы изобразительных возможностей скульптуры как вида искусства и углубляло её смысловые параметры в передаче духовной жизни человека.

В литературе, например, у Йединга. говорится о «кукольных» лицах в скульптурах Люка. Однако, мы считаем, что это не совсем так. Трактовка головы (лица и причёски) у Люка в точности соответствует идеалам, канонам красоты и моде середины XVIII в. Это та самая константа, система которых определяет стиль эпохи. Индивидуальность черт лица часто едва уловима и в станковых портретах, и особенно в картинах и гравюрах XVIII в., изображающих многолюдные торжественные приёмы королей и других правящих особ.

Игровое начало, которое является ещё одной константой культуры эпохи рококо, у Люка нашло проявление, в частности, в парных фигурах «Мальчик и девочка в костюмах кавалера и дамы». Время создания этого произведения — около 1760 г. Маскарад в те времена был одним из самых любимых развлечений. Так же, как и в «Уроке музыки» (где представлены в виде пастуха и пастушки кавалер и дама), так и здесь использован эффект переодевания. Дети играют во взрослых. Игровой момент подчёркнут контрастом между изысканными, нарядными костюмами и неуклюжими ногами и толстощёкими лицами (особенно у мальчика). Утончённой красотой отличается платье девочки: с оборками и с росписью в виде мелких букетиков цветов. Превосходно также решены подножия, состоящие из завитков рококо и дополненные ажурным трельяжем внутри рокайлей.

Мотивы розыгрыша, шутки нередки в искусстве XVIII в., и в фарфоровых скульптурных композициях в том числе. В гамбургском музее искусств и ремёсел имеется группа Люка, изображающая спящего молодого человека и двух девушек, одна из которых проводит по лицу спящего травинкой или пёрышком. Развлечения, забавы беззаботного («sans souci» — недаром именно такое название получила загородная резиденция прусского короля Фридриха II) досуга. Отдых на лоне природы — об этом нам говорят дерновая скамеечка, на которой сидит юноша, и травинка (или пёрышко) в руке девушки.

И ещё два момента — обобщающего характера. В целом типаж большинства скульптурных композиций Люка связан, несомненно, с аристократической средой (в данном конкретном случае с окружением двора пфальцекого курфюрста). Его персонажи в определённой степени воплощают духовные и эстетические идеалы эпохи. Им присуще благородство, незамутнённая добропорядочность, внутренняя культура. Манеры поведения (грация движений и жестикуляции), элегантность костюма — всё это отмечено утончённостью высшего общества.

Второе обобщение важно в отношении принадлежности пластических композиций Люка стилю рококо. Это особенно отчётливо видно в сравнении с произведениями Хёхста, где подножия фигур и групп, как правило, трактуются как каменистый грунт, покрытый зелёной травой. Во Франкентале, в скульптурах Люка, и почва, и предметный план фона—всё это решается в виде пластического массива, испещрённого орнаментальными мотивами рококо в достаточно высоком рельефе или прорезными, с применением элементов ажурного трельяжа. Причём асимметричные композиции настолько виртуозно разработаны, что невозможно найти два одинаковых рокайля. Кроме того, предметы мебели для сидения и постаменты также часто представляют собой систему завитков. В связи с этим автор данного текста выдвигает следующую гипотезу: на наш взгляд, проводником подобных решений фарфоровых скульптур во Франкентале был модельмейстер Ланц, пришедший с Ханнонгами из Страсбурга, где одной из важнейших категорий в ассортименте изделий были предметы для интерьера (часы, подсвечники и т. п.), в декоре которых в систему рокайльной орнаментации органично входили фигуры. Импульс в целом идёт из Франции, в частности, от орнаментальной графики Ж.О. Мейссонье и Ф.Кювилье.

Карл Готтлиб Люк (1730-1775), двоюродный брат Иоганна Фридриха, был модельмейстером на мануфактуре во Франкентале с 1760 по 1775 г. До этого он работал в Мейссене (1744-1757) и в Хёхсте (1758). Определяя творческую манеру Карла Готтлиба, особенность его стиля, специалисты сходятся во мнении, называя её бюргерским реализмом. Его скульптурная группа «Добрая мать», созданная около 1770 г. по картине Грёза, а также самостоятельная композиция «Непослушные дети» (ок. 1770) изображают семейные сцены и наполнены множеством деталей домашнего обихода. Всё эго — чистый бытовой жанр.

Для К.Г. Люка, видимо, особый интерес представляли острые житейские ситуации. Вероятно поэтому возникает группа «Рассчитанная служанка» (Эрмитаж) по картине Жора, а также «Мастер париков», полный иронии и даже, как считает Йединг, не лишённый цинизма. В произведениях Люка нашли отражение также и те стороны жизни, которые непосредственно связаны с эпохой — идеями Просвещения, с развитием научных знаний. Так, вероятно, под влиянием увлечения астрономией, и родилась композиция «Кавалер и дама звездочёты», хранящаяся в Эрмитаже. Самыми известными фарфоровыми скульптурами К.Г. Люка являются «Согласие в супружестве» и «Разлад в супружестве». Оба произведения были созданы около 1770 г. Первая из них представляет собой полную идиллию и показывает мужа и жену в полном согласии и искренней любви и симпатии друг к другу. Вторая композиция изображает семейную драку: жена бьёт мужа. Люк мастерски, с неподдельным чувством юмора передаёт ситуацию скандала. Причём, как нам кажется, скульптор преднамеренно усиливает эффект этой сцены тем, что изображает персонажей как представителей самых высших кругов общества — в очень дорогой и самой модной одежде. Жена во гневе замахнулась на своего молодого мужа, у которого явно легкомысленное лицо, а парик съехал набок. Именно сатирический дар К.Г. Люка, дополненный реалистической достоверностью изображений, и составляет самую сильную сторону его таланта.

Конрад Линк (1730-1793) стал придворным скульптором пфальцского курфюрста с 1763 г. На мануфактуре во Франкентале он работал с 1762 до 1766 г. Однако вплоть до 1780 г. он продолжал направлять на это предприятие эскизы и модели.

Линк создал целый ряд аллегорических композиций: «12 месяцев», «Четыре стихии» (в виде бюстов, один из которых— «Вода» — имеется в Эрмитаже), «Времена года» (как в виде бюстов, так и фигур). Два бюста — «Зима» и «Осень» — из последней серии, созданные около 1765 г., хранятся в Гамбургском музее искусств и ремёсел. Главное, что хотелось бы отметить. Это отсутствие идеализации в трактовке этих образов. Черты лиц старика и девушки не соотносятся с античными канонами. Напротив, в них есть нечто сугубо индивидуальное. Облик их близок крестьянскому типу. Линк является ангаром фигур и групп на античные темы: «Грации», «Аполлон и Дафна». «Диана и Актеон», «Музы» и др.

Высшим достижением в творчестве Линка являются парные фигуры «Океан и Фетида». Время их возникновения— около 1765 г. Они чрезвычайно интересны как по смысловой своей сути, так и по своему внешнему виду. Художник представил древнейшие божества, которые, находясь в ряду «Земля», «Моря», «Реки» и т.п., олицетворяют собой первоисточник всех вещей, всего живого. Следовательно, в образе «Океана» представлена аллегория одной из основных стихий бытия. С другой стороны, эта скульптура представляет собой одновременно и олицетворение могущественного правления, чему свидетельством величественная осанка фигуры и царственный взор. Одновременно это и античные божества. И этой семантической многосоставности «Океана» и «Фетиды» соответствует и стилистическая сложность. Пластическое богатство рококо (пышные, с королевскими шлейфами парадные одежды, украшенные морскими водорослями, скульптурными раковинами и снизками жемчуга) сочетается здесь с уравновешенной гармоничной композицией, спокойными, сдержанными движениями, антикизированными пропорциями стройных фигур. Всё это знаменует поворот от отзвучавшего рококо к классицизму.

Иогани Петер Мельхиор из Хёхста перешёл на мануфактуру во Франкснтале, где проработал с 1779 до 1793 г. Сюда он перенёс стилистику своих жанровых композиций, особенно это касается его детских сцен. Дети Мельхиора обладают особой чарующей привлекательностью. Во Франкснтале около 1780 г. была выполнена группа «Дети с пуделем». Ребятишки забавляются, играя с собакой: мальчик пытается оседлать пуделя, как коня, другой дёргает его за хвост, а девочка повязала на голову собаки платок. Композиция тщательно продумана, она замкнута и с любой стороны является пластически завершённый, гармоничный вид.

Мельхиор работал во Франкентале в тот период, когда в европейском искусстве уже полностью победил классицизм. Ориентация на античность особенно сильно и ярко проявилась в превосходных портретных медальонах мастера. Выдающийся талант Мельхиора проявился в удивительной точности и меткости портретных характеристик. В изображении Софии Каролины Марии маркграфини Бранденбургской, исполненном около 1 780 г., Мельхиор с большой силой передал её индивидуальные черты: не очень красивое, но умное лицо, деятельный, энергичный характер. В самом типе миниатюрного портрета чувствуется влияние керамики Веджвуда, в которой овальная форма медальона, положение чистого профиля портретируемого, белый рельеф на более тёмном фоне — всё это, в свою очередь, навеяно искусством античных камей.

Закат деятельности мануфактуры связан с французским вторжением в 1794-1795 гг. После захвата Франкенталя наступили тяжёлые времена, и в 1799 г. фарфоровая мануфактура была закрыта.

 

"Мастера западноевропейского фарфора XVIII века" Татьяна Дм. Карякина