История Японии, эпохи

Вы здесь: Коллекция / Japan / История Японии, эпохи

 

Муромати (1333-1568)

Адзути Момояма (1568–1600)

Адзути-Момояма – эпоха в японской истории с 1568/1573 по 1600/1603 год. Это период, когда основная политическая сила в стране после столетней феодальной раздробленности перешла в руки объединителей Японии – Ода Нобунага (1534-1582 гг.) и Тоётоми Хидэёси (1537-1598 гг.). Его также называют «эрой Сёкухо» (по альтернативному прочтению первых иероглифов в фамилиях Ода и Тоётоми). Историки высказывают несколько мнений о датах начала и окончания этой эпохи. Некоторые относят ее начало к 1568 году, когда новым сёгуном Японии, при непосредственном участии Ода Нобунага, захватившего Киото, был провозглашен Асикага Ёсиаки (1537-1597 гг., 15-й и последний сёгун сёгуната Муромати). По другой теории, началом периода Адзути-Момояма считается 1573 год, когда Асикага Ёсиаки за участие в заговоре против Нобунага был изгнан последним из Киото. Этим событием закончилась длившаяся более чем 200 лет эпоха Муромати. Название этого периода происходит от наименования мест, где располагались резиденции двух объединителей страны – Адзути, где построил свой замок Ода Нобунага, и Момояма, где обосновался Тоётоми Хидэёси. Относительно даты окончания периода мнения ученых также разнятся. Конец эпохи относят либо к 1598 году, дате смерти Тоётоми Хидэёси, либо к 1600 году, когда третий объединитель Японии, Токугава Иэясу (1543-1616 гг.), одержал решающую победу в битве при Сэкигахара, либо к 1603 году, когда Иэясу получил от императора титул сёгуна и стал основателем новой сёгунской династии. В период Адзути-Момояма все большее влияние стали приобретать городские жители – торговцы и ремесленники, которые номинально считались самым низшим в сословной иерархии третьим сословием. Культура, развивавшаяся при дворах объединителей страны, отличалась особой роскошью, пышностью и широким размахом. Как в литературе, так и в живописи религиозная, по преимуществу дзэн-буддийская, тематика, характерная для предыдущего периода, стала постепенно сменяться более светскими сюжетами и проблемами. Особую популярность в это время приобретает чайная церемония, чьим основателем считается Сэн-но Рикю (1522-1591 гг.), разработавший правила особого чайного ритуала, называемого «Ваби-тя». Чайные принадлежности и утварь стали обладать большой ценностью, и князья-даймё могли даже дарить их своим вассалам в качестве награды и знака высочайшего расположения. Чайная церемония, в которой сословная принадлежность участников не играла роли, стала связующим звеном между военачальниками и торговцами, оказав большое влияние на государственную политику страны. В это время в Японии начала активно распространяться европейская культура, которую принесли в страну западные торговцы и миссионеры. Среди последних особого внимания заслуживает иезуит Франциск Ксавье (1506-1552 гг.), прибывший в Японию в 1549 году и первым начавший проповедь христианства среди японцев. Европейскую культуру того времени в Японии называли «культурой южных варваров» (Намбан бунка), так как европейцы приплывали в страну преимущественно с юга. В период Адзути-Момояма достигла своего расцвета школа Кано (Кано-ха) – одна из самых известных художественных школ в японской живописи. Работавшие в ее русле художники создавали произведения на различную тематику, однако особой популярностью пользовались пейзажи, изображения растений, птиц и животных, бытовые сценки. Основой для живописных работ часто становились ширмы и раздвижные перегородки дворцовых резиденций. Одним из наиболее значительных мастеров школы был Кано Эйтоку (1543-1590 гг.), который служил придворным художником у Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси и руководил росписью их резиденций в городах Адзути, Осака, Момояма и Киото, а также создал новый, монументальный стиль настенной живописи – стиль Момояма.

 

Эдо (1600–1868)

С другой стороны, жизнь в стране стала упорядоченной и спокойной, а государство было защищено от внешнего влияния. Правление клана Токугава обеспечило 250 лет мира в стране. Объединившаяся Япония стала процветающим государством. Росли города, а с ними увеличивалось и население страны. Несмотря на существовавшие жесткие правила поведения, регулирующиеся установлениями конфуцианской морали, уровень образования в стране был весьма высок.

 

В эпоху Эдо наблюдался также расцвет городской культуры. Сохранилось много письменных памятников, относящихся к этому периоду, благодаря которым стало возможным узнать более подробно об обычаях, нравах и языке того времени. В период Эдо основной государственной идеологией было неоконфуцианство, или чжусианство (учение одного из последователей Конфуция – Чжу Си), и на основе конфуцианских представлений возникло множество синкретических учений. В частности, в результате слияния конфуцианства с синтоизмом была создана школа Суйка синто.

Стремительное развитие получили различные литературные жанры и направления. И в прозе, и в драме, и в поэзии появились гениальные авторы, чьи произведения высоко ценятся в Японии и во всем мире до сих пор. Среди них – прозаик Ихара Сайкаку (1642-1693 гг.), драматург Тикамацу Мондзаэмон (1653-1724 гг.) и поэт Мацуо Басё (1644-1694 гг.). Благодаря Басё и его последователям, ведущим в японской поэзии стал жанр трехстиший хайку. На его основе возникли также сатирико-юмористические стихотворения сэнрю, до сих пор имеющие немало поклонников среди японцев.

 

В этот период в жизни японцев появилось множество предметов и обычаев, которые до сих пор активно используются в повседневной жизни. Это и соломенные маты татами, и деревянные перегородки сёдзи, и даже сидение на полу в японской манере – сэйдза.

 

Налаженное правление бюрократического аппарата сёгунов Токугава дало сбой в начале XIX века. Экономическая ситуация в стране ухудшилась, стали возникать крестьянские бунты и выступления протеста против сёгунской политики.

 

В 1853 году в Японию прибыла американская эскадра под предводительством командора Перри, и под давлением Америки японское правительство было вынуждено прекратить политику самоизоляции. Последние годы сёгуната Токугава, прошедшие под лозунгами антисёгунских выступлений, носят название Бакумацу («Конец сёгуната», 1853-1867 гг).

Мэйдзи (1868–1912)

200-летний период правления сёгуната Токугава закончился реставрацией Мэйдзи (1868–1889 гг.) и восстановлением императорской власти.

 

В 1869 году, после окончательного свержения власти сёгуната Токугава, императорская особа была провозглашена священной и неприкосновенной, обладающей правами главы государства и правительства, а также верховного главнокомандующего. Основной призыв той эпохи звучал как «Богатая страна — сильная армия».

 

Эпоха Мэйдзи — уникальный исторический период кардинальных реформ и перемен, когда за очень короткий промежуток времени закрытая феодальная страна вышла из самоизоляции и стала крупной мировой державой. Япония усилиями императора превратилась в «просвещенное государство» — Мэйдзи (этот девиз записывается двумя иероглифами — «свет» и «правление»).

 

Япония переняла многие достижения и опыт Запада и встала на путь такой широкомасштабной модернизации, какой современная история еще не знала. В результате стране удалось за несколько десятилетий перешагнуть от Средневековья к современности, изменить политическую, экономическую структуры, внести преобразования в промышленную, военную, культурную и социальную сферы и коренным образом перестроить традиционное японское общество.

 

В 1869 году Император Муцухито перенес столицу в Эдо, переименовав его в Токио («восточная столица»).

 

Япония начала активную борьбу за свое положение на китайских и корейских землях. После побед в Японо-китайской (1894–1895 гг.) и Русско-японской войнах (1904–1905 гг.) Страну восходящего солнца стали причислять к великим державам. Япония приступила к индустриализации. Военные победы способствовали проникновению экономических и культурных ресурсов в страну. Начался длительный период вывоза национальных богатств Кореи в Японию, а также активное развитие торговых отношений с Китаем.

 

Именно эпоха Мэйдзи стала периодом взаимопроникновения японской и западной культур. Многое изменилось, появились новые мотивы, новые техники. Художники из других стран обратили внимание на японскую культуру и привнесли элементы японского стиля в живопись, скульптуру и декоративно-прикладное искусство. Особенно ярко японские мотивы проявились в новом стиле — ар-нуво (в России получившем название «модерн»).

 

Процесс ассимиляции западного влияния включал возникновение новых форм, сочетающих возвращение к собственным традициям и использование новых западных веяний. В частности, были предприняты успешные попытки работы с новыми техниками живописи, давно известными в Европе. Японские художники освоили живопись маслом. Японская живопись эпохи Мэйдзи испытала влияние таких европейских школ, как реализм, импрессионизм, постимпрессионизм. В 1887 году в Токио была учреждена новая школа изящных искусств национального направления, а в 1907 году возник первый официальный «Салон искусств».

 

Скульптура как жанр искусства не пользовалась большой популярностью в конце 19 — начале 20 вв., но, несмотря на это, в этой области также проводились эксперименты. Небольшие бронзовые скульптуры той эпохи демонстрируют свойственное японцам чувство линии и цвета, что проявляется в использовании мягкой зеленой или теплой коричневой патины. Развивалась также резьба по дереву.

 

Существенно новым направлением стала новая гравюра, получившая название «авторская печать» сосаку-ханга, появившаяся в первое десятилетие ХХ в. Ханга — это любая гравюра, в дословном переводе — «печать с доски» (сосаку — авторская, ханга -гравюра).

 

Художники, находящиеся под сильным влиянием западной живописи, осознали важность собственного художественного наследия, и нашли в гравюре новые возможности для выражения своих творческих идеалов. Традиционная гравюра была продукцией массовой печати, в создании которой наблюдалось чёткое разделение труда художников, резчиков и печатников для оптимизации и удешевления производства. Гравюры сосаку-ханга расценивалась художниками как авторские произведения искусства, в которых все этапы работы — от творческого замысла до печати — производились одним мастером гравюры. При работе с сосаку-ханга применялись многие современные западные техники гравюры, в то же время сохранялись самые высокие достижения традиционной японской ксилографии. В том числе, были продолжены эксперименты с деревянными печатными досками, которые позволяют создать уникальные эффекты фактуры поверхности печатного листа. В авторской гравюре появились новые темы и сюжеты.

 

В самом начале своего творческого пути художники сталкивались со значительными препятствиями, связанными с издавна устоявшимися нормами разделения искусства на жанры (гравюра до конца XIX века относилась к «низким жанрам» и не входила в состав «Изящных искусств», бидзюцу), но в дальнейшем этот стиль работы приобрел большую популярность.

Тайсё (1912–1926)

Период Тайсё начался 30 июля 1912 со смертью императора Муцухито (Мэйдзи, 1852–1912 гг.) и восхождением на престол наследного принца Ёсихито (1879–1926 гг.). Девизом своего правления новый император выбрал Тайсё, что означает «Великая справедливость». Слабое здоровье вынудило его удалиться от дел в 1921 году, и принцем-регентом был провозглашен его старший сын Хирохито (1901–1989 гг.), будущий император Сёва

 

Основные события эпохи Тайсё:

 

23 августа 1914 года Японская империя вступила в Первую мировую войну на стороне стран Антанты, согласно договору об англо-японском союзе 1911 года. В результате войны Японии удалось с малыми потерями получить контроль над значительными территориями в Тихом океане, по большей части, бывшими немецкими колониями.

 

Несмотря на в целом удачный для Японии ход войны, в августе 1918 г. в стране начались «рисовые бунты», непосредственным толчком к которым послужило спекулятивное взвинчивание цен на рис. В бунтах приняло участие более 1 млн. человек. К октябрю народные выступления были жестоко подавлены войсками и полицией.

 

В 1922 году была основана Коммунистическая партия Японии (КПЯ).

 

1 сентября 1923 г. в японском районе Канто произошло сильнейшее за несколько веков землетрясение, которое почти полностью разрушило город Токио. Среди тысяч погибших людей и гектаров сгоревших деревянных домов остались стоять только каменные и кирпичные здания, построенные в эпоху Мэйдзи, — центральный вокзал, почта и новый «Японский мост» (Нихомбаси), построенный по образцу тогдашних парижских мостов (с перилами и фонарями из кованого железа), заменивший старый деревянный горбатый мост, который в эпоху Эдо служил началом тракта Токайдо, соединявшего крупнейшие города страны — Эдо, Киото и Осака.

 

В 1925 году мужчинам были предоставлены равные избирательные права. Это расширило численность избирателей с 3,2 до 12,5 млн. человек. Чтобы не допустить резкого изменения политического баланса в стране, введение в действие нового избирательного закона было «заморожено» на 3 года. Однако при этом немедленно вступал в силу «Закон о поддержании общественного спокойствия», который в народе стали именовать «законом об опасных мыслях». Он предусматривал до 10 лет каторжных работ не только за любые антимонархические и антигосударственные действия, но даже за соответствующие идеи.

 

К этому времени в Японии сформировался новый городской класс служащих, пополняемый интеллигенцией, университетской профессурой, юристами, медиками, людьми творческих профессий. Он постепенно отбирал влияние у купечества, завоевавшего себе право быть рупором горожан еще во времена сёгуната Токугава (1603–1867 гг.). Этот период иногда называют также «оттепелью Тайсё» или «демократией Тайсё», из-за большей свободы мысли и самовыражения, которую на короткое время получили интеллектуалы того времени.

 

Искусство эпохи Тайсё:

 

В это время в Японию проникла джазовая культура. Традиционные искусства, в первую очередь, театры, Но, Бунраку, Кабуки, начали постепенно меняться под влиянием западной культуры. Кроме того, значительную популярность приобрел театр западного образца.

 

В литературе также развивались различные направления и жанры, в том числе, новый реализм, ведущим представителем которого стал Акутагава Рюноскэ (1892–1927 гг.); эстетизм во главе с Танидзаки Дзюнъитиро (1886–1965 гг.), гуманизм, в русле которого работала группа молодых людей во главе с Мусянокодзи Санэацу (1885–1976 гг.) и Сига Наоя (1883–1971 гг.), основавших общество «Сиракаба» («Белая береза»).

 

В то же время, новый виток получило и развитие живописи. Традиционные жанры продолжали существовать, однако испытали значительное влияние Запада. Одновременно с этим, многие молодые художники увлеклись импрессионизмом, постимпрессионизмом, кубизмом, фовизмом и другими художественными направлениями, развивающимися в западных странах.

 

В общем, период Тайсё можно назвать временем смешения японских и западных черт и приемов практически во всех видах искусства и творчества.

Сёва (1926–1989)

Эпоха Сёва — период в истории Японии с 25 декабря 1926 года по 7 января 1989 года, когда императором был Хирохито (1901–1989 гг.). Девизом своего правления он выбрал Сёва, что можно перевести как «Просвещённый мир».

 

Основные события эпохи Сёва:

 

Во второй половине 1930-х годов, в условиях усиливающихся агрессивных милитаристских настроений в правительстве и обществе, произошло значительное изменение государственного аппарата Японии.

 

7 июля 1937 года началась Японо-китайская война, повлекшая за собой многочисленные жертвы среди мирного китайского населения и продлившаяся фактически до 1945 года.

 

В 1940 году Япония подписала с Германией и Италией Тройственный пакт, предусматривавший разграничение сфер влияния между странами Оси в Европе и Азии, установление нового мирового порядка и военную взаимопомощь. В том же году все японские политические партии были распущены, и на первый план вышла организация «Ассоциация помощи трону».

 

7 декабря 1941 года Япония нанесла удар по американской военно-морской базе Пёрл-Харбор.

 

На следующий день, 8 декабря, 13 стран объявили войну Японии. Союзники Японии, Германия и Италия, в свою очередь, объявили войну США. В тот же день японцы блокировали английскую военную базу в Гонконге и начали вторжение в Таиланд, британскую Малайю и на Филиппины. Таиланд после непродолжительного сопротивления согласился на заключение военного союза с Японией и объявил войну США и Великобритании.

 

18 апреля 1942 года американские бомбардировщики с авианосцев впервые совершили «налёт возмездия» по самому сердцу Японии — Токио, что вызвало шок среди японцев. Японцы посчитали, что самолеты были отправлены с острова Гуадалканал (Соломоновы острова), и разработали операцию по нанесению контрудара по американским военным формированиям в этом районе.

 

В 1942–43 годах рядом с Гуадалканалом произошло несколько сражений, оказавшихся переломными в ходе войны и обеспечивших значительное стратегическое преимущество американцам.

 

6 августа 1945 года американская авиация сбросила на город Хиросима атомную бомбу.

 

8 августа СССР объявил Японии войну.

 

9 августа американская авиация сбросила вторую атомную бомбу на город Нагасаки. Так, США практически стерли с лица планеты два японских города.

 

Американское правительство решило сбросить на Японию атомные бомбы, чтобы ускорить окончание Второй мировой войны, а также показать свою мощь Советскому Союзу. 15 августа Япония капитулировала, понеся ужасающие человеческие и материальные потери. История атомной бомбардировки городов Хиросима и Нагасаки — это единственный случай применения ядерного оружия в мировой истории.

 

2 сентября в Токийском заливе на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о капитуляции Японии. С этого момента началась оккупация страны союзными (а именно американскими) войсками, которая продлилась до 28 апреля 1952 года. Она закончилась только после подписания Сан-Францисского мирного договора (8 сентября 1951).

 

В 1968 году США вернули Японии острова Огасавара, а в 1972 году — Окинаву.

 

Начиная с середины 1950-х и до первого «нефтяного шока» 1973 года японская экономика переживала период рекордного роста, который на Западе известен как «Японское экономическое чудо» (в японском варианте — «период высоких темпов экономического роста»). Это позволило Японии в кратчайшие сроки не только полностью восстановиться после поражения в войне, но и выйти на второе место по экономической мощи, последовательно обойдя Францию, Италию, Канаду, Великобританию, ФРГ, СССР и уступая лишь США. Второй экономикой мира Япония числилась с 1968 года, уступив это место Китаю лишь в 2010 году.

 

7 января 1989 года умер император Сёва. С 8 января на трон вступил император Акихито (р. 1933), и началась эпоха Хэйсэй (1989).

 

Искусство эпохи Сёва

 

Период Сёва подарил миру многих писателей, которые внесли значительный вклад в историю мировой литературы. Среди самых известных из них — Эдогава Рампо (1894–1965 гг.), всемирно известный мастер детектива; Мисима Юкио (1925–1970 гг.), продолжатель традиций японского эстетизма, прославившийся не только как писатель, но и как драматург, спортсмен и актер; Абэ Кобо (1924–1993 гг.), писатель, получивший медицинское образование, сценарист, фотограф и изобретатель; Кавабата Ясунари (1899–1972 гг.), воспевавший красоту традиционной Японии; Оэ Кэндзабуро (р. 1935), современный писатель-гуманист, борющийся против войны и насилия во всех его проявлениях.

 

В истории послевоенной живописи одними из самых известных художников были Окумура Тогю (1889–1990 гг.), прославившийся изображением ста видов горы Фудзи, а также Хигасияма Кайи (1908–1999 гг.), ставший известным, в частности, благодаря тому, что создал и отреставрировал стенные росписи многих японских дворцов и храмов (Императорского дворца, храма Тосёдайдзи и т. д.). В живописи на западный манер наиболее известным художником является Хаяси Такэси (1896–1975 гг.), в чьих работах можно проследить сильное влияние Сезанна, Пикассо, Модильяни.

Хэйсэй (1989 — настоящее время)

7 января 1989 года 125-м императором Японии стал 55-летний Акихито (р. 1933) — старший сын покойного императора Сёва (1901–1989). Началась новая эра, получившая название Хэйсэй — «Установление мира».

 

Основные события эпохи Хэйсэй:

 

Быстрорастущая экономика Японии, воспринимаемая в 1970-х годах как экономическое чудо, в конце 1980-х завершилась так называемой экономикой «мыльного пузыря» (активными спекуляциями на рынке недвижимости), «лопнувшей» в начале 1990-х годов.

 

В 1993 году Либерально-Демократическая партия Японии (ЛДПЯ), лидирующая в стране почти 40-лет, на выборах потеряла большинство мест в парламенте.

 

17 января 1995 года в городе Кобэ произошло одно из сильнейших землетрясений в истории Японии. Последствия этого землетрясения были катастрофическими. Пострадало бесчисленное количество зданий, дорог, линий электропередач. Более 100 000 человек остались без крова.

 

В том же году члены религиозной организации «Аум Синрикё» устроили теракт в токийском метро, распылив на одной из станций нервнопаралитический газ зарин. В результате этого пострадало более 5500 человек.

 

В 1998 году, спустя 26 лет после Олимпиады в Саппоро, Зимние Олимпийский Игры вернулись в Японию. Местом проведения Олимпиады стал город Нагано.

 

11 марта 2011 года в восточной части Японии произошло землетрясение магнитудой 9 баллов. Это землетрясение стало одним из самых сильных в истории человечества, однако уступало по количеству жертв и ущербу японским землетрясениям 1896 и 1923 годов. После толчков на побережье японского архипелага пришло цунами, которое повлекло за собой массовые разрушения. В результате этого стихийного бедствия произошла крупная радиационная авария на АЭС «Фукусима-1».

 

29 февраля 2012 года завершилось строительство телевизионной башни «Токио Скай-Три», а 22 мая состоялось её открытие. Высота телебашни вместе с антенной составляет 634 метра, и такая высота выбрана не случайно, цифры: 6 (на старом японском «му»), 3 («са»), 4 («си») созвучны с «Мусаси» — названием исторической области, где находится современный Токио.

 

В 2013 году Международный Олимпийский Комитет утвердил Токио в качестве столицы Олимпиады в 2020 году.

 

В феврале 2014 года на Японию обрушился сильнейший снегопад, который продолжался несколько дней и побил рекорды по объему выпавших осадков.

 

Культура и искусство эпохи Хэйсэй.

 

Современная японская культура отличается многообразием. Несомненно, она испытывает на себе сильное влияние общемировых процессов глобализации, однако продолжает сохранять свою самобытность. Молодежь в Японии растет на зарубежных фильмах, ходит в Макдональдс, отдыхает в Диснейленде и обожает популярную музыку. Японская музыка представляет собой особый феномен, известный теперь во всем мире. Самыми нашумевшими его проявлениями являются, в частности, так называемые Джей-поп (J-Pop) и Джей-рок (J-Rock), обозначающие характерные именно для Японии (J — сокращение от Japan) соответствующие направления в музыке. Красочная и эклектичная японская мода, особо яркие примеры которой можно увидеть на улицах Токио (район Харадзюку), давно уже привлекает повышенное внимание иностранцев, а такие понятия, как японские комиксы-манга и мультфильмы-анимэ прочно вошли во многие языки и культуры мира.

 

Крайне модернизированные городские пейзажи и районы небоскребов соседствуют со старыми храмами и святилищами, деревянными дворцами и имитирующими райскую землю садиками. Традиционные искусства также не забываются, а некоторые даже вновь приобретают утерянную было популярность. Икэбана, чайная церемония, традиционный театр, японские боевые искусства (каратэ, дзюдо, кэндо, айкидо и т. д.) широко практикуются не только в Японии, но и за ее пределами.

 

Среди известных во всем мире современных японских писателей — Мураками Харуки (р. 1949 г.), создатель простых по языку, но философских по содержанию романов, завоевавших любовь русских читателей и не раз экранизировавшихся в Японии; Мураками Рю (р. 1952 г.), раскрывающий более мрачные и темные стороны жизни человека и общества, связанные со смертью, любовью и разрушением; Ёсимото Банана (р. 1964 г.), писательница, чьи нежные и грустные произведения никого не оставляют равнодушным.