История Унтервайсбах

Вы здесь: Коллекция / Unterweissbach / История

«Мастерские фарфорового искусства Унтервайсбах» (1882 г.) являются одним из самых молодых предприятий Тюрингии, которые по настоящий день производят продукцию. Несмотря на относительно «молодой» среди других тюрингских фарфоровых производств возраст, мануфактура может похвастать одним из самых значительных багажей форм фарфоровых композиций. Уже более 70 лет здесь используют уникальную технологию производства «кружевного» фарфора, когда в качестве декора используют специальный тюль или кружево, которое покрывается фарфоровой массой, обрабатывается руками (кисточками) модельеров, глазурируется и обжигается при температуре 1350 градусов. При этом ткань сгорает, а фарфоровое кружево остается.

Начало производству было положено в «богом забытой» деревушке, недалеко от курортного местечка Шварцбург. Вместе с тем, на мир художественного фарфора Европы эта мануфактура оказало самое заметное воздействие. Через 10 лет после учреждения на предприятии сменились собственники и оно начало называться «Фарфоровая фабрика Унтервайсбах, Манн и Порцелиус». На мануфактуре было занято 400 работников, из них 100 – работали на дому. Поначалу производились предметы фарфорового ширпотреба, посуда, затем в ассортимент были включены вазы, столовые приборы, подсвечники и простые статуэтки. В 1901 году, как это уже упоминалось выше, доходы предприятия позволили приобрести «авторитетную» «Старейшую Фолькштедтскую фарфоровую мануфактуру». С 1908 года купец Эдмунд Трёстер и инженер Макс Адольф Пфайффер стали во главе этого предприятия. Роль последнего в реализации успешной программы развития предприятия переоценить трудно. С ноября 1913 года Эдмунд Трёстер руководил предприятием в одиночку и, за исключением небольшого периода в годы Первой мировой войны, вел предприятие очень успешно.

Мировой экономический кризис 30-х годов самым негативным образом отразился на предприятии, приведя его практически к банкротству. В 1940 году мануфактура была куплена Хайнцем Шаубахом. В течение 10 лет ему удалось сделать очень многое. Предприятие имело большие заказы, значительно расширился ассортимент продукции, художественный уровень изделий был как никогда высок.

Особое место среди художественных изделий заняли работы скульптора Эрнста Барлаха (1870-1939). После его поездки в Россию родились такие известные композиции как «Нищая в платке» (1912-1913), «Слепой нищий» (1912-1913), «Сидящая девушка» (1909) и «Кричащая монахиня» (1909). Известные мастера Герхард Маркс и Пауль Шеурих также моделировали статуэтки для Макса Адольфа Пфайффера.

С 1909г. продукция мануфактуры была отмечена Почетным призом Прусского государства и золотой медалью, государственной премией и золотой медалью в Вене в 1910 году, в 1915 году золотой медалью Балтийской выставки.

После ухода М.А.Пфайффера на мануфактуре работали такие скульпторы, как Густав Оппель, Курт Штайнер, Курт Лаутензак. Фарфоровые кареты Людовика XIV и Августа Сильного представляют собой виртуозные, масштабные работы, в которых нашел свое полное отражение весь блеск королевских и княжеских дворов. В охотничьем выезде (карета и четыре всадника) Хайнца Шобера представлена сцена королевской охоты.

Характерным для творческого направления «Мастерских фарфорового искусства Унтервайсбах» в 50-60е годы было изображение в фарфоровых композициях великих композиторов – Ф. Шуберта, В.А.Моцарта, балетных танцовщиц из «Лебединого озера».

 

История «Фарфоровой мануфактуры Шайбе-Альсбах» началась в мае 1835 года, когда художник Луис Оэльс из горной деревушки Шайбе подал прошение о лицензии на создание фарфоровой мануфактуры в княжеский двор Рудольштадта. Когда через пять лет лицензия была, наконец, получена, Оэльс вынужден был расстаться с ним, т.к. разрешения на использование дров для печей у него не было. По той же причине и его последующие владельцы недолго оставались собственниками предприятия. Только Йоган Андреас и некто Дрессерер, которые приобрели предприятие в 1844г. были более удачливы в общении с местной бюрократией. С 1863 года единственным владельцем предприятия был Август Фриделин. Главное направление при этом было создание исторических персонажей в фарфоре. Художественный уровень предприятия был настолько высок, что объемы производства и сбыта были самыми значительными среди всех предприятий Тюрингии. С 1890г. в широком ассортименте создаются большие фигурные группы, кружевные статуэтки, столовые приборы и др. В этот период большое место занимает создание многообразных композиций из жизни и деятельности Наполеона.

В 1905 году А.Кистер продал мануфактуру своему пасынку Оффенею. С 1972г. мануфактура была национализирована и объединена с шестью другими мануфактурами в «Объединение предприятий художественного фарфора Лихте»

На Всемирной выставке в Вене в 1873 «Фарфоровой мануфактуре Шайбе-Альсбах» был вручен «Главный приз». «Грандпри» и золотые медали мануфактура получила также на выставке в Лондоне в 1891 году, на выставке в Бордо в 1908 году и в 1910 году в Брюсселе. Главные призы художественным фарфоровым композициям этой мануфактуры были вручены на выставке в Чикаго в 1893 году, в Сент-Луисе в 1904 году и в Турине в 1911 году.

В стенах «Фарфоровой мануфактуры Шайбе-Альсбах» творили выдающиеся мастера-художники: проф. Райхардт Мёллер, проф. Отто Пёртцель, проф. Карл Люсек, скульпторы-модельеры - Феликс Цее и Хайнц Шобер. Здесь также работали выдающиеся французские художники Жак Луис Давид и Антуан Ваттэ.

 

«Фарфоровая мануфактура Плауэ» была учреждена братьями Йоганом Рудольфом и д-ром Йоганом Хойэкером в 1816 году в местечке Плауэ. Этот промысел был им хорошо знаком, т.к. их дедом был Йоган Хамман – основатель фарфолровой мануфактуры в Кацхютте в 1762 году. Первый обжиг фарфора состоялся в апреле 1817 года и мануфактура специализировалась на выпуске посуды для медицинских целей и аптек. Лицензия, полученная в декабря 1817 года давало право на производство фарфора исключительно для медицинских целей. Даже в первые годы работы мануфактуры изготовлялось более 500 разновидностей продукции. Вместе с тем, все более заметной становится постепенная переориентация на изготовление предметов художественного фарфора. С 1823 года «Фарфоровая мануфактура Плауэ» начало ежегодно представлять высокохудожественные изделия и композиции на Лейпцигской ярмарке и получила здесь самые высокие отзывы.

В 30-40х годах XIX столетия в Берлин и Париж начали поставляться «литофании» - декоративные изделия из обожженного неглазированного фарфора с просвечивающими рисунками. После 1865 года формальные ограничения на производство продукции медицинского назначения были сняты и художественное направление стало абсолютно преобладающим. Даже сегодня здесь производятся столовые наборы, светильники, люстры, вазы в стиле барокко и рококо, сопровождаемые удивительной по красоте росписью по фарфору. Особое место продолжают занимать многочисленные литофанические панно и гравюры.

В 70-е годы позапрошлого века в ассортимент мануфактуры включена фарфоровая посуда: кофейные, чайные, столовые сервизы, трубки, масленки, табакерки и т.п.

Самым известным именем в истории мануфактуры был скульптор Эдмунд Хаазэ. Художественное образование он получил в Мюнхенской Академии искусств. Он был избран королем Людвигом II на работы по художественному оформлению королевского замка «Нойшванштайн» в предгориях Альп. Эдмундом Хаазэ в начале XX века была создана обширная коллекция пивных фарфоровых и керамических кружек с самыми богатыми и разнообразными мотивами. Среди художников надо упомянуть таких мастеров как Карл Шиллер и Франц Шрёдер. Их цветочная роспись по фарфору имела очень широкий круг ценителей.

 

Судьба «Шварцбургских мануфактур фарфора» исторически тесно переплетена как со «Старейшей Фолькштедтской фарфоровой мануфактурой» и с «Мастерскими фарфорового искусства Унтервайсбах». В 1901 году, когда «фолькштедтская» мануфактура прошла через процедуру банкротства, её купили предприниматель Эдмунд Трёстер и дипл. инженер макс Адольф Пфайффер. В деревушке Унтервайсбах было создано художественное отделение (16 человек), которое в 1909 году было зарегистрировано как «Шварцбургские мастерские фарфорового искусства». Для руководителя этого предприятия Макса Адольфа Пфайффера создание фарфоровых композиций было «самым серьёзным делом, задачей всей жизни, о более высоком её предназначении он не мог и помыслить». Благодаря его контактам с выдающимися скульпторами и художниками того времени удалось создать столь высокий ассортимент продукции «мастерских», что он до сегодняшнего дня привлекает ценителей фарфора со всего мира. С такими скульпторами как Эрнст Баллах, Герхард Маркс или Макс Эссер ему удалось создать большую серию композиций, которые отражали художественные стили того времени. В 1913 году Макс Адольф Пфайффер покинул Унтервайссбах и стал главным художественным вдохновителем Мэйссенской мануфактуры на многие, многие годы. В середине 20-х годов деятельность «Шварцбургских мастерских фарфорового искусства» развивалась в тесной кооперации со «Старейшей Фолькштедтской фарфоровой мануфактурой». В 30-е годы эта тенденция сохранилась. Рука об руку здесь работали такие скульпторы как Мауритиус Пфайффер, Доротеа Моденхауэр, Рудольф Маркузе, Рихард Фёрстер Карл Химмельштос, Пауль Шойрих, Эта Рихтер, Артур Шторх. Хуго Майзель и другие широко известные модельеры и художники.

 

источник: http://www.antik-forum.ru/forum/archive/index.php/t-45621.html