Мейсенский узник

Вы здесь: Коллекция / Библиотека / Джанет Глисон

Мейсенский узник от Джанет Глисон, (1998. The Arcanum: The Extraordinary True Story)  очень познавательный роман от Джанет Глисон (Английская писательница, журналистка, искусствовед. Джанет Глисон родилась в Шри-Ланке, где ее отец был владельцем чайной плантации. Защитив диссертацию в области истории искусств и английского языка, она несколько лет проработала в аукционных фирмах «Сотбиз» и «Бонхэмз», заведовала отделом живописи старых мастеров. С 1991 года сотрудничает с издательством «Рид букс». Принимала участие в подготовке книг серии «Памятники древности и коллекция Миллера», пишет статьи для журналов «Antiques Collector», «Country Life» и «Apollo». )

 

 

 

 

Рекомендует для чтения команда любителей фарфора.

Книга захватывает своими историческими фактами, если вы только собираетесь отправится в путешествие по дороге фарфора  в Германии. Она просто обязательна к прочтению. Но а если вы уже посетили замки Альбрехтсбург и Сан-Суси. Вам будет интересно путешествовать по ним в своих воспоминаниях вместе с изобретателями фарфора и Августом Сильным.

Вступление

 

Все началось с золота. Три столетия назад, когда происходили эти события, воображение людей занимали две великие тайны. Первая волновала умы почти столько же,сколько существует цивилизация: формула философского камня – загадочной субстанции,которая превращает простые металлы в золото и делает человека бессмертным. Вторым, не

столь эзотерическим, но не менее заманчивым был секрет изготовления фарфора –бесценного вида керамики, который в те времена именовали «белым золотом».

Как только вместе с грузами португальских купцов в Европу потянулся первый ручеек фарфора, его изысканность пленила сердца монархов и других богатых ценителей прекрасного. Переливчатый, как разноцветный шелк в трюмах купеческих кораблей, безупречно белый, как морская пена, он был тонок, словно яичная скорлупа, – настолько, что его стенки просвечивали на солнце, и так совершенен, что при легком ударе издавал музыкальную ноту. Ничто в Европе не могло с ним сравниться.

Очень скоро фарфор стал символом успеха, власти и хорошего вкуса. Им торговали ювелиры; они же изготавливали для него усыпанные самоцветами подставки из золота и серебра. Фарфор сделался непременным украшением всякого приличного дворца и господского дома. Спрос на драгоценный товар неуклонно рос, а следом росли и цены. На закупку фарфора тратились состояния, семьи разорялись, огромные суммы уплывали на Восток, обескровливая Европу. Мало-помалу честолюбивые правители сообразили, что если отыщут способ выпускать собственный фарфор, денежные потоки, которые уходят в Китай, потекут в их сундуки, обеспечат им власть и могущество. И началась охота…

Изучались образцы глин, тщательно анализировались рассказы и домыслы путешественников о том, как делают фарфор в Китае. Для прозрачности в массу добавляли толченое стекло, для белизны – песок, кости, раковины и даже тальк. О пробовались сотни рецептов глазури. И все тщетно – пока в 1708 году заключенный в мрачное узилище незадачливый молодой алхимик, самоуверенно считавший, что сумеет превратить свинец в золото, не открыл формулу фарфора. Так возникла первая в Европе Мейсенская фарфоровая

мануфактура.

Словно в волшебной сказке, производство фарфора появилось благодаря исконной вере в магический способ получать золото. И в то же время, по иронии судьбы, это был технологический прорыв, знаменовавший крупный успех аналитической химии и давший начало одному из первых промышленных предприятий Европы. Впоследствии даже китайцы признали победу Мейсена и стали копировать его образцы. Мейсенский фарфор и по сей день славится на весь мир.

Это невероятная, но подлинная история трех человек, решивших одну из величайших загадок своего времени. Они создали фарфор, затмивший другие известные образцы. Вот их имена: Иоганн Фридрих Бёттгер, алхимик, который поплатился за свое открытие жизнью; Иоганн Грегор Херольд, художник, неутомимо разрабатывавший дивной красоты рисунки и цветные эмали – сам и руками множества бесправных помощников; Иоганн Иоахим Кендлер, скульптор-виртуоз, на основе мейсенского фарфора создавший новый вид искусства. Это также история чудовищных предательств, сопутствовавших великому открытию, история безжалостного и расточительного монарха, любившего всё прекрасное, а особенно – фарфор, и разбойничьего промышленного шпионажа в духе эпохи

зарождающегося предпринимательства.

Сегодня, почти три века спустя, фарфор уже не занимает ум и сердце величайших ученых, властителей и философов. Для большинства из нас это не бесценное сокровище, а привычный элемент повседневного антуража – милые вещицы, которые можно приобрести в магазине, подарить на свадьбу или просто на ходу увидеть в витрине. Сегодня, накрывая на стол, поднося к губам чашку кофе или переставляя статуэтки на полке, мы даже не вспоминаем, что каждое фарфоровое изделие обязано своим существованием трем неординарным героям этой книги – и что в прежние времена они ценились на вес золота.

Если у вас не получается её приобрести,

мы нашли роман  в интернете для  онлайн чтения.

 

Читать онлайн