Ольга Берг

Вы здесь: Коллекция / Alboth & Kaiser / Ольга Берг

Артистка балета, концертирующая пианистка, дирижер, педагог.

Музыкальное дарование вывело Ольгу Берг в ряд профессионалов-музыкантов, работающих в самых разных жанрах, и в каждой из этих областей она добилась успеха. Тем не менее спустя годы ее имя забылось, его помнят лишь специалисты да небольшую информацию о ней дают энциклопедии и музыкальные словари.

Ее отец, М. В. Берг (1870, Бреслау, Германия — 1943, Молотов), немец, музыкант, прибыл на работу по контракту с Петербургской императорской труппой и заступил флейтистом в оркестр императорского Мариинского театра. В Петербурге он обзавелся семьей; и так и остался там до конца своих дней, пережив и Первую мировую войну, и следовавшие друг за другом каскадом революции, и окончательное падение Российской империи. В советские годы он продолжил работать там же и даже дослужился до звания Заслуженный артист РСФСР в 1940 году.

Мать — К. М. Бочкарева-Берг (1872, С.-Петербург — 1945, Ленинград), тоже была профессиональным музыкантом — арфисткой. Последние годы работала в оркестра Театра музыкальной драмы.

Служащие императорских трупп нередко отдавали своих детей в театральное училище при императорских театрах — там дети жили и обучались за счет императорской казны, что было важно для не слишком материально обеспеченных людей, хотя работа в императорской труппе считалось весьма неплохой — хоть какое-то жалованье шло (а так — кто как устроится), да и после артистической карьеры вышедших в отставку ожидала пенсия — как бы то ни было, голодная смерть артистам не грозила. Мать — К. М. Бочкарева-Берг (1872, С.-Петербург — 1945, Ленинград), тоже была профессиональным музыкантом — арфисткой. Последние годы работала в оркестра Театра музыкальной драмы.

Клеймо синее подглазурное с дополнительной подписью автора, золотом имя  "Martine O", цифра 10 и "made in western Germany"

Ольга Максимилиановна Берг  1907 - 1991

Хотя обстановка в театральной училище была чудовищная — там процветало кумовство, старшие дети издевались над младшими, время от времени менявшаяся дирекция мало что могла изменить в сложившихся традициях театрального образования. И тем не менее родители, зная все это, отдавали своих детей в обучение артистическому мастерству — все-таки будущее ребенка было обеспечено.

Такая же судьба постигла и Ольгу Берг, девочкой принятой в Петербургское училище при императорской труппе на балетное отделение. Вспыхнувшая и все сметавшая революция в октябре 1917 года поначалу не коснулась театральных сфер — только изменила статус: императорские театры стали государственными.

Недюжинные музыкальные способности проявились с детства, и с 13 лет Ольга, продолжая учится на балетном отделении, выступала как концертирующая пианистка.

С 1921 года педагогом Ольги Берг стала А. Я. Ваганова.

 

Закончив обучение, в 1925 году Ольга Берг поступила в Ленинградский театр оперы и балета (так стал называться Мариинский театр) в хореографическую труппу.

Театральная критика скоро заметила ее: она обладала уникальным прыжком, исполняла чисто мужское движение — двойной тур в воздухе — до нее женщины подобного не исполняли; танец Ольги Берг отличался чеканной техникой мелких движений и свободой вращений.

Она была признана как великолепная исполнительница классического балетного репертуара, солистка труппы. Казалось бы, что еще нужно. Оказалось — нужно.

Продолжая работать на сцене, Ольга Берг в 1930 году окончила Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано, педагог О. К. Калантарова. Ее новая профессия тоже нашла себе применение в том же театре, где она была балериной. Ольга Берг вполне сочетала работу солистки балета с сольными выступлениями в качестве пианистки.

Но ей и этого оказалось мало. Ее огромное музыкальное дарование, унаследованное от родителей, требовало отдачи.

Понимая, что балетная карьера скоро завершится по возрасту, Ольга Максимилиановна решила хотя бы продлить карьеру музыкальную. Она вновь пошла учиться в Ленинградскую консерваторию, на этот раз — на дирижерское отделение (педагог И. Э. Шерман), которое и закончила в 1948 году.

До 1949 года она выходила на балетную сцену, а с 1949 и по 1967 годы она занимала должность дирижера Ленинградского академического Малого театра оперы и балета, заодно порой дирижировала и в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова (бывшая Мариинка). Приходилось дирижировать оркестром и в балетных спектаклях — «Лебединое озеро» и «Семь красавиц».

С 1968 года Ольга Берг — педагог, а с 1974 года — доцент, с 1977 — и. о. профессора кафедры хореографии Ленинградской консерватории. Она разработала и читала свой собственный курс «Балетмейстерский анализ партитур».

«Любая из трех специальностей О. М. Берг требовала многолетней упорной учебы, неустанного совершенствования своих знаний, своего умения. В жизни Ольги Максимилиановны не было периодов отдыха, безделья. Она трудилась с детских лет и почти вплотную до дня кончины, прожив 84 года. Жизнь ее не была легкой, судьба подстраивала ей сложные испытания, но она никогда не падала духом, старалась переломить ситуацию и решительно шла вперед по избранной дороге» (Гамалей Ю.В. Ольга Берг. Творческий портрет к 100-летию.- СПбГК, 2007. 32 с.)

 

Ольга Максимилиановна скончалась 5 декабря 1991 года.

Похоронена на Волковском лютеранском кладбище.

Архив частично передан в РГАЛИ.